«Корабли пустыни» на татарстанской земле — Ферма верблюдов в Татарстане

«Корабли пустыни» на татарстанской земле

«Дорогу осилит идущий»
Народная мудрость

Татары и их предки испокон веков вели торговые отношения. Особенно сильно были развиты торговые отношения со странами Востока. В древности внешне торговые отношения с Востоком базировались на стабильных торговых путях, основным транспортным средством которых был верблюд. Территория современного Татарстана являлась крупным центром торговли, и такое животное как верблюд, не являлось исключительным для природно-антропогенного ландшафта Среднего Поволжья.

История разведения верблюдов на территории современного Татарстана начинается с IV в н.э. Это подтверждается археологическими данными. Доказательством этому служат находки остатков верблюдов на территории городищ и селищ Именьковской культур (IV-VII вв.). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы на севере до Самарской Луки на юге с IV по VII вв. н. э. Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района нашей республики.

В ходе раскопок пяти городищ, принадлежащих к именьковской культуре, в двух из них были найдены останки верблюдов. Находки костей верблюдов в археологических раскопках придает определённое своеобразие именьковской культуре. «Животноводство было развитым – выращивали свиней, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот был породистый и крупнокостный. Кроме этих животных встречались и новые виды – двугорбый верблюд, домашняя кошка. Это свидетельствует о связях с южным населением (Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Причерноморье)».

С приходом на территорию Среднего Поволжья племен из Приазовья (Булгар), растет количество находок остатков верблюдов. Как известно, кроме археологических данных, помощь в изучении булгарского периода истории татарского народа, оказывает «Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана. Ее автор посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.). Ибн-Фадлан отмечает об использовании булгарскими купцами верблюдов для транспортировки товаров. Да и само арабское посольство имело в своем караване множество верблюдов. Заметим, что упоминание о верблюдах в «Записке» Ибн-Фадлана встречается 24 раза.

У булгар, кроме земледелия, высоким уровнем развития отличалось животноводство. Оно было полностью оседлым пастушеским, мясомолочного направления. Выращивали крупный и мелкий рогатый скот. Особое место занимало коневодство. Лошадей применяли в качестве тягловой силы, культового животного, для верховой езды и получения мяса и молока. О широких торговых связях тюркоязычного населения «Волжской Булгарии» свидетельствуют частые находки костей верблюдов. На многих памятниках эпохи Булгар отмечено бытование двугорбого верблюда, домашних собак и кошек. Верблюды стали использоваться не только в качестве транспортного средства, верблюжье мясо постепенно стало входить в рацион питания булгар.

Верблюд прочно вошел в жизнь булгар в прямом и переносном смысле. Образ верблюда стал носить сакральный смысл. В IX – XIII вв. в Волжской Булгарии было 12 губерний – провинций, так называемые вилайеты. На гербе вилайета Ура было изображение верблюда, он выглядел следующим образом, это изображение алпа мудрости и зимы Тайгаса: «Зимой Тайгас принимал облик белого верблюда, летом – белой совы».

Преемственность в использовании изображения верблюда прослеживается и в истории Российской империи. Не являясь геральдической фигурой, верблюд символизирует собой, прежде всего, торговлю, неприхотливость и выносливость. Верблюд использовался на Исетской провинции, упразднённой в 1781 году. Провинция включала в себя все земли Зауральской Башкирии от вервьев реки Яик до реки Ай.

                                                                                   

В настоящее время верблюд используется на гербах и флагах Челябинска (одногорбый, хотя точно количество горбов не ясно — верблюд навьючен тюками) и Челябинской области (двугорбый). В Полном собрании законов Российской империи за1830 год этому дано следующее объяснение: «Навьюченный верблюд в знак того, что оных в сей город довольно с товарами приводят». Таким образом, верблюд символизировал торговлю, которой в то время в основном жил город, тем самым сохраняя преемственность времен.

В истории войн разных времен верблюды играли видную роль и иногда способствовали победам, часто благодаря тому, что кони противников пугались верблюдов. Первое упоминание верблюдов в русских источниках (в форме:вельблуды) дается в Повести временных лет, где описываются события связанные с русско-половецкими столкновениями в 1103 г.

Летописи Боброка-Волынского о походе 1376 г. в Волжскую Булгарию сказано следующее: «Здесь, у стен Булгара, наши войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов. Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но наша конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную». Стратегия использования верблюда в качестве боевой единицы была применена и в Новое время, Петр I под Псковом напугал верблюдами шведскую конницу.

В Золотоордынский период торговые связи Волжской Булгарии с кочевническим миром стали более интенсивными, и верблюд чаще стал использоваться в транспортировке товаров.

Как и любая восточная страна, Золотая Орда была страной торговли, страной купцов. Одним из главных видов экспорта была торговля скотом. Крупных быков и лошадей вывозили в Европу. Двугорбые верблюды отправлялись в Персию. Центрами караванной торговли были Сарай Бату и Сарай Бике – столица государства, Хаджитархан – Астрахань, Ургенч – центр Хорезма, Булгар. Товары переправлялись на рынки Европы, Азии и Северной Африки.

В период Казанского ханство продолжается разведение верблюдов. О сохранении торговых отношениях с восточными странами свидетельствуют остатки верблюжьих костей найденных в ходе проведения археологических экспедиций. В археологическом слое Казанского кремля кости принадлежащие верблюду составляют 5%, из всего количества найденных костей животных.

Известно, что после присоединения Казанского ханства к Русскому царству, экономика края переживает определенный упадок, и верблюд как продукт присущий для столов знати исчезает из рациона питания. Традиции в разведении верблюдов теряются в пучине истории. В XVIII в. среди татар единственной относительно привилегированной группой остаются дипломаты (политические агенты) и торговцы, используемые для сношений с мусульманским Востоком. При этом татары обеспечивают экономические и политические интересы Российского государства в казахских степях и Средней Азии вплоть до Индии Великих Моголов. В этих условиях верблюд снова стал основным транспортным средством для перевозки товаров между государствами.

Верблюды являются неотъемлемой частью культуры тюркских народов. XXI век диктует свои условия жизни, наше общество живет в эпоху глобальной трансформации, современные технологии стали заменять человека на производстве. Но, не смотря на это, мы должны дорожить достоянием тысячелетней культуры татарского народа, умело хранить и развивать её, обладая необходимым предвидением будущего.

Все сказанное о верблюдах заставляет, безусловно, признать их огромную роль в истории человечества. Составленные из верблюдов караваны побеждали неизмеримые пустыни при передвижениях из государства в государство. Этим они способствовали связям древних культур.

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Лайдея» поставило своей целью возрождение этой древнейшей отрасли животноводства тюркских народов — разведение верблюдов — бактрианов. Преступно было бы поставить крест над их разведением и не найти верблюдам места в новых хозяйственных условиях.

 

Оставьте комментарий